Транспортного налог, реформа 2003 года оказалась эффективной. Состояние дорог во многом улучшилось за прошедшее с того момента время. Но у него по-прежнему есть как сторонники, так и оппоненты. В Госдуме в 2020 неоднократно велось обсуждение возможности его изменения. В преддверии 2021 года не лишне вспомнить его историю, чтобы знать, каким будет состояние дорог, чего ожидать в ближайшем будущем.
С 1991 по 2003 в РФ действовал упразднённый дорожный налог. Для обеспечения нужд федеративных округов он был заменён транспортным налогом с базовыми ставками, предусматривающими возможность их пятикратного снижения или повышения на усмотрение местных властей.
Новшество было воспринято неоднозначно. Уже в 2005 от Совета Федераций поступило предложение все действующие базовые ставки дополнительно повысить. Руководство Минтранса инициативу раскритиковало. Внесение каких-либо изменений было признано преждевременным, но на местном уровне во многих регионах налог был всё-таки повышен в рамках утверждённых базовых ставок.
В 2009 по распоряжению Госдумы были внесены правки в Налоговый Кодекс, согласно которым базовые ставки были удвоены. Совете Федераций выступил против, и это позволило оставить их неизменными, но увеличилась их допустимая вариативность. С этого момента местные органы управления в федеральных округах получили возможность повышать либо уменьшать базовые ставки не в 5, а в 10 раз. Помимо этого были внесены дополнения, допускающие возможность применения дифференцированных ставок, учитывающих год производства транспортного средства и класс экологической безопасности.
2009 год принёс автомобилистам не только новые налоги. В этом же году вступило в действие совместное распоряжение ФНС и МВД об обеспечении незамедлительного обмена информацией об автомобилях и их собственниках для исключения ошибочной адресации извещений о необходимости оплатить транспортный налог при продаже транспортного средства.
В том же 2009 от депутатов Либерально Демократической Партии России поступило предложение о включении транспортного налога в стоимость топлива. Это, по их мнению, положительно повлияло бы на бюджет. Сбор транспортного налога проходил бы автоматически, и не было бы никаких сложностей с передачей извещений нужному адресату при продаже транспортного средства. Автомобилисты получили бы возможность оплачивать налог за реальное пользование им, а не за приобретение, как и владельцы мототехники.
Предложение не получило поддержки среди других парламентариев, так как рост цен на топливо в этом случае мог бы негативно влиять на транспортный налог, вызывать дисбаланс, нести деструкцию. Обсуждения возможных правок было продолжено. В центре внимания парламентариев также оказался налог на полезные ископаемые, акцизы на топливо. Но изучение данных взаимозависимых секторов экономики привело к ещё большей уверенности в неактуальности включения транспортного налога в цену на топливо. Запланированное на 2012 год увеличение налога на полезные ископаемые могло стать как раз тем фактором, который бы создал благоприятные условия для снижения контроля над изменением транспортного налога, сделало бы сложной задачей его стабилизацию и удержание на определённом уровне.
В конце 2010 базовые ставки вновь были изменены, уменьшены вдвое. Помимо этого было разрешено снизить базовые ставки на автомобили с мощностью до 150 л.с. до 0 рублей, 00 копеек за 1 л.с.
В 2012 был разработан законопроект о так называемом налоге на роскошь. В нём рассматривался вопрос возможности увеличения базовых ставок до минимального уровня 300 рублей, 00 копеек для транспортных средств с мощностью выше 410 л.с., без сохранения возможности её регулировать на местном уровне. Помимо этого был поднят вопрос о возможности повышения базовых ставок для мотоциклов с наиболее мощными двигателями, для яхт, гидроциклов и некоторого другого водного транспорта.
В. В. Путин на данный проект никак не отреагировал, но в конце 2012 выступил с предложением пересмотреть возможность включения транспортного налога в цену на топливо. Поддержки со стороны правительства это предложение не получило. Более того, некоторые губернаторы и руководство ФНС выступили против.
В 2013 были внесены правки. Были интегрированы повышающие коэффициенты для автомобилей стоимостью 3 млн.рублей, 00 копеек и выше. Стоимость автомобиля и год его выпуска с этого момента начали влиять на сумму транспортного налога, во многом определяя его. Минпромторг впервые опубликовал список «роскошных» автомобилей.
В последующее время неоднократно вновь поднимался вопрос о возможности включения транспортного налога в цену на нефть, но аргументы против такого решения превалировали. В 2019 Госдумой были внесены правки касательно угнанных автомобилей, владельцы которых отныне полностью освобождались от уплаты налога, без предварительного получения справки в полиции. Был упрощён расчет «налога на роскошь». Повышающие коэффициенты для авто стоимостью от 3 млн.рублей, отражающие год производства, возраст, ранее использовавшиеся их значения1,3 и 1,5, были заменены на коэффициент 1,1. Были освобождены от оплаты транспортного налога владельцы электрокаров в Москве до конца 2024 года по инициативе мэра С. Собянина. До этого, в 2017 такое предложение вносилось заместителем главы Минфина, но поддержки не поучил.
В 2020 депутаты Либерально Демократической Партии России вновь внесли предложение о необходимости транспортный налог включить в цену на топливо, ссылаясь на то, что привязанность к мощности менее приоритетна в сравнении с другими показателями. Но вновь инициатива была оставлена без движения. В августе предложение было вновь внесено депутатом партии «Единая Россия» А. Барышевым. Будут ли приняты новые правки, что изменится, пока неизвестно. Находятся в режиме ожидания также ещё два проекта — депутата от «Единой России» и член комитета Госдумы по налогам Е. Федоровым об отмене налога в случае длительного простоя транспортного средства и депутата от Либерально Демократической Партии России В. Власового об отмене налога для владельцев российских автомобилей.
Добавить комментарий